Как лучше усваивать информацию. Топ-15 советов
- Выбирайте для занятий утреннее время. Не учите на голодный желудок. Делайте перерывы, во время которых проветривайте помещение.
- Ни на кого и ни на что не отвлекайтесь.
- Продумайте оптимальный набор учебников, учебных пособий и обучающих онлайн ресурсов. Ограничьте их набор для простоты использования.
- Не пытайтесь сразу освоить большой объем информации, учите частями, повторяйте прочитанное или прослушанное несколько раз.
- Распечатайте информацию, которую хотите запомнить, на бумаге разных цветов. Процесс запоминания отдельных блоков будет ассоциироваться именно с ними.
- Представьте, что вы педагог, который объясняет тему урока или ученый, сделавший научное открытие. Никто кроме вас не знаком с этой темой так хорошо. С таким настроем приступайте к ее изучению.
- Если то, вы учите, вам понадобится не только в ближайшем будущем, но и в перспективе, поставьте перед собой такую установку. Отнеситесь к изучаемому предмету как к долгосрочному вложению в свои знания.
- Составьте расписание занятий, продумайте оптимальные интервалы повторения материала в течение дня, недели, месяца и т.д. Внесите это расписание в мобильный телефон, чтобы не забыть.
- Прежде, чем учить, постарайтесь понять, то, что вы учите. Не понимаете — проконсультируйтесь со специалистом.
- Если в процессе усвоения информации, вам встречаются пробелы в знаниях, не поленитесь, ликвидируйте их, иначе знания будут поверхностными.
- При необходимости записывайте тезисы — написанное легче запоминается.
- Стараясь запомнить большой объем информации, меняйте обстановку. Ассоциации с разным местоположением облегчат запоминаемость.
- Подключите к процессу обучения жесты, телодвижения, мимику, голос. Это прогонит скуку и однообразие из рутинного процесса.
- Придумайте себе выгоду, которую вы получите, освоив информацию.
- Никому (даже самому себе) не жалуйтесь на плохую память.
Существует множество научных методик и житейских советов по освоению больших и малых объемов информации различного уровня сложности. Выбрать есть из чего, но главное, о чем должен помнить каждый из нас, — необходимо сделать этот процесс регулярным и непрерывным. Не будем забывать о выводах ученых — наша память имеет колоссальные резервы, не использовать которые было бы глупо и непростительно.
Разберите каждое слово
Очевидный, но очень важный совет. Ребёнку могут быть непонятны некоторые слова или конструкции в стихе. Убедитесь, что он понимает все эпитеты. Иначе никакая зубрёжка не поможет избежать слёз и ошибок. Например, в стихе Константина Бальмонта, ребёнок вполне может не понимать значения слова былинка.
Такие простые для взрослого и сложные для ребёнка примеры встречаются во многих произведениях. Например, все знают первое четверостишие Тютчева:
Но никто не помнит последнего:
Школьники начальных классов вполне могут не знать, кто такая Геба и какое она имеет отношение к Зевсу
На такие моменты стоит обратить внимание
Пошаговая система
Никогда не нужно начинать запоминать стих, внимательно его не прочитав и не уловив заложенного смысла. Хороший преподаватель перед тем, как задать выучить материал, с выражением прочитает его детям, расскажет, о чем этот текст, пояснит, где нужно делать акценты в интонации и раскроет значение неясных слов. Если у учителя не было на это времени, придется разбираться самостоятельно и проделать действия из приведенной памятки:
- Нужно два раза внимательно и с выражением прочитать стихотворение вслух, улавливая темп и ритм.
- При чтении постараться понять смысл стиха — это важнейшая часть методики запоминания материала, которая в дальнейшем сильно облегчит поставленную задачу. Можно пересказать вслух, о чем именно говорится в тексте.
- Мысленно представлять то, что описано в стихотворении.
- Если ученик обладает хорошей зрительной памятью, полезно переписать текст на бумагу, при этом проговаривая его вслух. Такие действия позволят задействовать сразу 2 типа памяти, что ускорит процесс запоминания.
- Если же у школьника лучше развита слуховая память, можно записать стихотворение на диктофон и прослушать его несколько раз.
- Значение незнакомых слов следует выяснить с помощью словаря.
Проделав эти шаги, ученик уже запомнит часть стихотворения. Многие школьники предпочитают игнорировать первый этап методики усвоения и приступают к бессмысленной зубрежке, что сильно усложняет им задачу. Только после того, как приведенная схема будет отработана, можно приступать к завершающей части заучивания:
Если школьник переписывал стихотворение на лист бумаги, следует учить его именно с этого листа, а не по книге. Информация, написанная от руки, усвоится намного эффективнее.
Сначала следует прочитать первую строчку стиха и произнести ее вслух, не глядя на бумагу.
Дальше можно начинать строить цепочку: читать первую и вторую строку и повторять их вслух, затем первую, вторую и третью и, в завершение, все четыре строчки (если стихотворение имеет структуру из четырех строк, что встречается чаще всего).
Запомнив 1 строфу, следует приступать к аналогичному изучению 2-ой.
Выучив 2 строфу, обязательно нужно вслух повторить первые две, а запомнив третью — повторить все три и т. д.
По такой методике следует учить весь стих
Важно делать 5−10 минутные перерывы на отдых между заучиванием каждых 2—3 строф.
Перед сном важно прочитать стихотворение и полностью повторить его вслух. В таком случае наутро оно прочно останется в памяти.
Инструкция для заучивания
- Для того чтобы быстро выучить стих, его следует 2–3 раза прочитать вслух.
- В процессе чтения лучше действовать методом ассоциаций, мысленно представляя картину, о которой говорится в стихотворении. В голове после этого что-нибудь да должно остаться обязательно.
- Стихотворение нужно прочитать ещё один раз, но уже в более медленном темпе, стараясь запоминать форму и времена слов.
- Для того чтобы подключить ещё один вид памяти, нужно переписать стихотворение на бумагу. При этом стоит проговаривать стихотворение вслух. Пропускать этот момент не стоит, так он позволит выучить стих ещё быстрее.
- Для того чтобы упростить процесс запоминания, можно разбить каждую строфу стихотворения на несколько ещё более мелких частей.
- Непосредственно заучивать стих нужно только с того листа бумаги, на который он был переписан. Несколько раз прочитайте первую строчку, а потом повторите её вслух, уже не глядя на лист. Затем следует прочитать первую и вторую строчку вместе, после чего повторить их вслух все вместе. Далее следует так поступить с первой, второй и третьей строчками, каждый раз добавляя ещё по одной. Однако учить таким образом целое стихотворение вовсе необязательно. Новый цикл может быть начат с 4–8 строк.
- Иногда бывает так, что некоторые места в стихотворении никак не поддаются заучиванию. В основном, это происходит на стыке так называемых циклов. Поэтому можно написать на руке шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, трудный для запоминания. https://otmetim.info/kak-bystro-vyuchit-stix/
- Данный способ заучивания стихов весьма эффективен и позволяет любому человеку даже безо всякой тренировки выучить несколько страниц текста за 1 час. Однако, если у вас имеется ещё немного времени в запасе, то начните заучивать стих за 2 дня до его сдачи. В первый день данному процессу нужно уделить 20 минут перед сном, а во второй увеличить это время до 1 часа. Ведь ни для кого ни секрет, что ночью человек осмысливает то, что выучил. В итоге стихотворение, заученное таким образом, будет отскакивать как от зубов.
Рекомендуем сохранить эту страницу в закладки (нажмите Ctrl+D). Проблемы с заучиванием могут возникнуть, если вы не выспались. Чтобы улучшить память, старайтесь спать не менее 7 часов в сутки, дышите свежим воздухом, бывайте почаще на природе, занимайтесь спортом.
Кажется, уже даже у соседей звенят в голове бесконечные «Вечор, ты помнишь…», но только не в голове у школьника. Он удивительным образом не способен запомнить больше двух строф, да и те забывает через десять минут. И что с этим делать?
Ольга Несмелова · 7 ноября 2018
«Зачем вообще учить такие простыни наизусть? Вот чем это ему в жизни поможет?» – срывается на крик моя приятельница, мама пятиклассника Тимофея. Тимофей стихи учить не любит. Но учительнице по литературе все равно, что там любит или не любит Тимофей, поэтому приходится страдать обоим – и маме, и сыну-школьнику.
«Запоминать наизусть какой-либо материал очень полезно. Причем в любом возрасте. Во время заучивания наизусть в мозгу задействуются определенные зоны и формируются нейронные связи, которые отвечают за развитие качественной речи. Они способствуют развитию памяти, увеличивают ее объем, улучшают обучаемость ребенка и восприимчивость к новой информации. Чем больше новых нейронных связей есть у ребенка, тем проще ему учиться, тем больший потенциал его памяти для усвоения новой информации в школе, тем легче строить свою устную речь, формулировать свои мысли», – отвечает на крик материнской души психолог Анастасия Клепинина.
Получается, что польза от заучивания самая прямая: усиливаются функции мозга ребенка. А разные методики помогут быстрее и проще учить стихи, даже самые длинные и сложные.
Для более качественного запоминания
Эта методика заучивания стихотворений эффективнее, чем школьное насилие над психикой. Выучить получится и не так скоро, но лучше, ведь запомнить все вы сможете надолго.
- Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
- При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
- Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
- Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
- Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
- Сам процесс запоминания. Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше также поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
- На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.
Таким способом сохранить в памяти любое произведение можно буквально за час, но учить лучше начинать за пару дней до нужного момента, уделяя запоминанию по полчаса до сна.
Читайте стихотворение вслух
1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.
Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова«Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.
Дятел,Даже молодой, —Вежливая птица:Он всегдаПеред едойК червячкуСтучится!
2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?
Какой дятел? (Молодой, вежливый)
Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)
3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.
4 этап. Про
Прочитать вслух
Начинать изучение стихотворения следует с того, что вы его прочитаете. Это нужно сделать в нормальном темпе, громко и с выражением. Потом желательно переписать его на листок бумаги. Когда человек сам пишет текст, он запоминается гораздо легче. Постарайтесь делать это не слишком быстро.
Вам будет интересно:Что такое гегемония и почему Наполеон был гегемоном, а Чингисхан не был?
Напишите одну строчку стиха, затем прочитайте ее. Далее еще одну и еще. Когда все строки будут переписаны, внимательно прочитайте их еще один раз. Теперь, для того чтобы начать учить стих, необходимо задействовать один из видов памяти, а можно и все поочередно.
Учим по старинке
Учить стихи советуют по-разному, чьи-то рекомендации начинаются с того, что нужно сконцентрироваться, успокоиться и отстраниться от внешнего мира. И в таком полувегетативном состоянии можно очень легко и быстро… заснуть. Нет, серьезно. Лично для меня никогда не было проблемой учить стихи с включенным телевизором.
Долгое время, самым «ценным» и доступным методом, считался метод многократного построчного заучивания («Строчка за строчкой»). Суть данного метода проста. Нужно несколько раз подряд повторять сначала первую строчку, потом вторую, потом повторять первую и вторую, потом беремся за третью и четвертую строчку, и наконец, пытаемся вспомнить четверостишие.
Попробуйте запомнить этим способом следующее четверостишие (здесь и далее стихотворение Бориса Пастернака «Три варианта» 1914 год):
Когда до тончайшей мелочи
Весь день пред тобой на весу,
Лишь знойное щелканье белочье
Не молкнет в смолистом лесу.
Как правило, на заучивание стихотворения таким способом уходит много времени, особенно если вы пытаетесь выучить несколько четверостиший. Но многократное повторение не убережет от забывания. Вспомните, сколько раз в своей жизни вы слышали какую-нибудь песню многократно, а таких песен точно наберется несколько десятков. И сколько этих песен вы помните наизусть?
Для того чтобы запоминание проходило гладко, необходима помощь для памяти в виде неких «костылей». Очень часто трудно вспомнить начало строчки, и как следствие всю строчку. Поэтому второй метод заключается в запоминании первых слов или букв каждой строчки.
И млея, и силы накапливая,
Спит строй сосновых высот.
И лес шелушится и каплями
Роняет струящийся пот.
Аббревиатуру — ИСИР, запомнить очень легко, но иногда сложно вспомнить, а что же означает та или иная буква. Если использовать слова, то получится: И, Спит, И, Роняет. Уже легче.
Как выучить
Конечно, многим кажется, что и целого года мало. Да, время понадобится, но уложиться можно во временной промежуток от 5 минут до 1 часа (в зависимости от индивидуальных особенностей, объема, сложности стихотворения и т.д.). Однако учтите, что легко и быстро выучить стих за 1 минуту вы можете только во сне, причем, весьма благоприятном. Причина в том, что методика заучивания текста наизусть предполагает многократные повторы и чтение вслух с выражением, а за минуту здесь никак не управиться. Поэтому в нижеследующих пунктах мы опишем все подробности, отвечающие на вопрос, как быстро и легко запомнить стих наизусть в пределах 5 минут? Все пункты делятся по степени сложности и специфике поставленной задачи.
За вечер
Вот основные упражнения для запоминания:
- Самый оперативный способ быстро запомнить стих – это сделать рукописную шпаргалку и зазубрить ее (много раз повторить вслух). В этом способе будут работать моторная, слуховая и зрительная память, что сделает процесс максимально продуктивным.
- Кроме того, рекомендуется продекларировать стих на диктофон (приложение в телефоне) или найти аудиозапись выбранного стихотворения и прокручивать ее в наушниках снова и снова, делая физические дела (уборка, готовка, фитнес и т.д.). Но ни в коем случае не смешивайте умственные занятия с прослушиванием, так вы эффекта не добьетесь. Все эти меры носят комплексный характер, то есть делать их желательно все вместе, чтобы добиться максимального результата.
Когда вы читаете стихотворение вслух, расставляйте в нем интонационные смысловые акценты, то есть смысловые ударения. Например, в стихотворении Лермонтова «Бородино» в строке «Да, были люди в наше время» необходимо поставить мысленную паузу после слова «да», растянуть это «а» на конце и придать предложению выражение превосходства, как будто бы хвастаетесь другу, рассказывая о своей вчерашней подаче, или говорите подруге что-то вроде: «Даааа, вот это были скидки!». Это необходимо, чтобы придать ненавистному тексту и другие эмоции, которые мозг с удовольствием запомнит.
За 5 минут
Как очень быстро выучить стих по литературе наизусть? Если уж времени совсем нет и вы гуглите что-то вроде «как выучить стих за 1 секунду», скачайте аудиозапись стихотворения на телефон, многократно прослушайте запись и подумайте, где сделать паузы, а где прочитать быстро, незаметно вставьте один наушник и смело выходите к доске.
Если Вам удастся приспособиться к манере чтения диктора и не ошибиться, дело в шляпе. Но учтите, это экстренные меры и к ним тоже желательно подготовиться, прежде чем прибегнуть.
Большой объем текста
Как легко и быстро выучить большой и сложный стих по литературе?
Прежде всего, его надо разбить на несколько столбцов или смысловых фрагментов и запоминать их один за другим. Так вы сможете постепенно, без волнений и стресса, уложить сложный материал аккуратными и прочными рядами, что полная картина выстроилась перед вами в единый пазл, собранный из частей целого. Далее представьте все, что написано в стихотворении, буквально. Например, вообразите, что в школе вам задали сочинение о войне, и вот вы спрашиваете у бабушки, что она помнит о том времени, подначиваете, провоцируете ее на ответ, говоря словами Лермонтова: «Ведь были ж схватки боевые, да говорят еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
В общем, проявите фантазию, прочувствуйте текст, когда читаете его, как будто вы его написали, как будто вам это сейчас важно и необходимо донести людям.
Еще один совет, как выучить длинный стих для талантливых школьников: разыграйте длинное стихотворение, как сценку. Может, даже удастся уговорить учителя, чтобы текст вы прочитали по ролям: и учить меньше, и появится возможность проявить себя
Если же учитель суров, как «богатыри, не мы», то устройте представление дома для членов семьи или друзей. В принципе, даже кот подойдет…
Не забудьте, что можно лучше запомнить стих вечером, утром или ночью в зависимости от того, когда у вас наступает пик творческой активности.
Система повторов
Характер данного способа скорее механический. Он во многом напоминает зазубривание. Требуется многократно по очереди воспроизводить предложения. Сам материал при этом держите рядом, чтобы периодически подглядывать в него. Такой повтор позволяет с каждым разом запоминать новые и новые фрагменты. Постепенно все заучивается в полном объеме.
Создатели метода рекомендуют создать график для учебы. Например, выделить время утром и перед сном. При чтении вечером не стоит после отвлекаться на книги, телевизор или общение – следует ложиться спать. А утром повторять выученное нужно непосредственно после пробуждения.
До начала заучивания несколько раз внимательно прочтите материал, переведите, разберитесь со смыслом.
Эффективные способы как запомнить стих
Приведенные методики подойдут и для разных возрастов, но особенно они пригодятся школьникам.
- Стихи хорошо учатся под иллюстрации. Заучили строку – изобразили, переходим к следующей. Так к моменту окончания зубрежки будет и стих, и альбом картинок к нему.
- Хороший способ — стих, который необходимо запомнить, много раз просто прочитать вечером перед сном, а утром закончить обучение. Ночью мозг продолжает обрабатывать потоки информации, поэтому запоминание будет более эффективным.
- Начитайте текст на диктофон и прослушивайте его урывками по несколько строк. Прослушав один фрагмент останавливайте запись и повторяйте услышанное. Слушать стих подросший ребенок может и в наушниках, играя или занимаясь другими делами.
- Можно переложить слова на любимый мотив и читая, как бы петь его, затем повторять уже без помощи книги. Такой способ позволяет всего на 10-15 минут справиться с несколькими четверостишиями, кроме того, это очень весело.
- Учим стих по частям. Стих нужно прочитать три-четыре раза. Первые разы быстро, для ознакомления, далее медленнее. Читать необходимо вслух, проговаривание — один из хороших способов запоминания. Потом читаете две строки, отворачиваетесь от книги – повторяете. Запомнили, учите следующие две строки, соедините с предыдущими. Так, каждый раз выучивая новую строку, нужно повторять ее вместе с началом произведения.
- Выпишите особые слова текста – те, на которых постоянно «спотыкаетесь», на бумагу, положите листик перед собой и рассказывайте ориентируясь на эти «знаковые» места.
- Чтобы запомнить длинный стих его, также как и любой другой, необходимо прочитать вслух несколько раз. Разобраться со всеми непонятными словами и выражениями, представить мысленно образы, о которых идет речь в стихотворении. Потом возьмите лист бумаги и ручку и перепишите весь стих, диктуя себе вслух его строки. Продолжайте учить по написанному вашей рукой тексту – подключится зрительная и ассоциативная память. Техника учения – традиционная по две строки. Первые запомнили, берите следующие, запомнили, соединяете с ранее выученными. После удачных двух-трех строф делайте перерыв минут 10-15, потом продолжайте. Когда почувствуете, что почти справились, занимайтесь другими делами, но вслух повторяйте стихотворение, стараясь больше внимания уделять сложным для запоминания местам. Перед сном прочтите весь текст, а после пробуждения расскажите его без шпаргалок. При необходимости прочтите еще два-три раза перед выступлением.
Метод переписывания действительно очень эффективный. Любое стихотворение запомнится в несколько раз быстрее, если самостоятельно под свою диктовку записать его на бумаге, а потом продолжать учить уже по своим записям, а не из книги. Плохо поддающиеся запоминанию места можно выделить красным маркером.
Дополнительные советы
Есть и другие, сопутствующие родительские действия, которые помогают малышу успешнее справиться с заучиванием стихов.
- О сюжетных стихах, наполненных конкретными и понятными образами, уже упоминалось. Кроме того, в стихотворении обязаны присутствовать такие же конкретные и понятные ребенку действия героев. Стихи должны быть наполнены глаголами, существительными, динамикой (то есть, герои должны в них что-то делать, действовать). Ребенок, которому пока присуще лишь конкретное мышление, легче представляет картинку, понимает ее и проще запоминает само стихотворение.
Хорошо помогают малышу запоминать стихи детские песенки, которые поет ему мама или кроха их слышит на диске или магнитофоне. Если ребенок будет их слышать часто, он невольно их запомнит и станет повторять. А, значит, ему проще будет выучить и стихотворение. Разумеется, здесь важную роль играет содержание песен, но это – разговор отдельный
Не надо заставлять ребенка учить стихи, когда он не в настроении или неважно себя чувствует. Это может вызвать у него протест и, как следствие, дальнейшее отвращение к стихам и их запоминанию
Процесс должен быть малышу в радость.
В дополнение написанному в статье посмотрите видео на эту же тему.
https://youtube.com/watch?v=FKsuH_hCbBo
Используйте метод снежного кома
Это и есть заучивание. Запоминайте первую строку, за ней – вторую, потом соединяйте их и проговаривайте. Таким же образом заучивается весь текст. В этом случае не приходится говорить о том, как выучить стих за минуту, если он длинный. Но если он небольшой, то даже это сделать вполне возможно с использованием этого метода. Для запоминания больших произведений этот способ тоже весьма эффективен.
Важно после каждой новой строчки декламировать весь освоенный отрывок с самого начала. Это обязательное условие, которое поможет при воспроизведении сразу после произнесения первой строки вспомнить все стихотворение, чтобы «от зубов отскакивало»
Как правильно учить стихи?
Есть несколько полезных советов от психологов, благодаря которым этот процесс перестанет казаться пыткой. Следуя этим рекомендациям, запомнить его получится легко, и вы сами не заметите, как быстро выучить стих удалось вашему чаду. И даже соседей не придется привлекать.
Начинать это делать необходимо за несколько дней (2-3 хотя бы). Большинство детей привыкли готовить уроки на завтра. Если не тянуть до последнего момента, выучить даже длинный стих можно быстро и безболезненно, начав это делать заранее;
Произведение нужно прочитывать. Чтение должно быть вдумчивым, неторопливым, чтобы понять суть, и отсюда вытекает следующий, очень важный лайфхак;
Не следует воспринимать текст как просто рифмованный набор слов
Важно понимать его смысл, а сделать это поможет еще и выделение главных и второстепенных героев, проживание их чувств;
Нужно мысленно представить себе сюжет произведения. Часто детям самыми сложными кажутся стихотворения о природе, пейзаже, но следует научиться даже в них видеть сюжет, потому что он обязательно присутствует
У детей богатая фантазия, у них возникают ассоциации, которые помогают не только создавать в своем воображении картины, но и благодаря им же – запоминать текст. Проблем с тем, как быстро выучить стих наизусть, не должно возникать независимо от его сюжета;
Перепишите произведение, чтобы подключить к процессу еще и зрительную память;
После следует снова перечитать его, причем не раз, и можно даже читать тот вариант, который переписан от руки. При этом обязательно продолжайте проживать сюжет стихотворения, а не просто складывать буквы в слова;
Не обойтись и без заучивания – сначала первой строки, затем присоединяя к ней вторую, и т. д.;
Подготовьте что-то наподобие шпаргалки, в которой будут написаны первые слова каждого куплета. В процессе заучивания она поможет вспоминать отрывки, которые забываются в процессе повторения, а когда стихотворение будет выучено «на зубок», эти слова станут своеобразным «маячком», напоминающем о переходе от одной строфы к другой.
быстро выучить стих
Эти советы касаются и того, как быстро выучить большой стих наизусть, и того, как запомнить небольшое произведение.
Заботливым родителям на заметку! В стремлении облегчить страдания чада мы часто не замечаем, как оказываем ему «медвежью услугу», беря на себя важные этапы заучивания. Помогать ребенку, конечно, можно и нужно. Например, можете взять на себя чтение вслух, но сделать это можно только пару раз, и только после того, как он сам уже много раз прочел произведение. Его переписывание, создание «шпаргалки» — это то, что он должен сделать сам.
В вопросе того, как легко и быстро выучить стих, крайне важна обстановка, в которой это происходит. Дискомфорт – худший спутник заучивания. Если человек привык делать важные вещи в тишине, то необходимо ее обеспечить, а если вам, например, нравится это делать под музыку, пусть будет музыка.